«События и поведение героев гипертрофированны».Baku.Pw представляет вниманию читателей рецензию известного азербайджанского кинокритика Камрана Рзаева на сериал «Карточный домик».
«Карточный домик» это не сериал о политике, как может показаться после прочтения некоторых рецензий и просмотра первых эпизодов. Это экранизация игры идеального баланса силы и ума. Это театр двух гениальных актёров. Это гротескная вселенная властелинов мира. Это «Крёстный отец» наших дней.
Политика, точнее её закулисье, тут присутствует как фон, на котором главные герои – чета Андервуд выстраивают свои интриги. С равным успехом они бы развивались и в других излюбленных сериальных сетах вроде криминального клана, международной корпорации или администрации медицинского комплекса.
Но создатели сериала выбрали основную сцену под стать калибру главных актёров Кевина Спейси и Робин Райт. События разворачиваются как внутри, так и вокруг да около неформального центра управления миром – Белого Дома.
Сюжет начинается с того, как конгрессмен и партийный организатор Демократической партии Фрэнк Андервуд не получает от новоизбранного президента, того что ему обещали за его блестящую работу и стоит перед выбором – довольствоваться ли предложенной подачкой или начинать сложную и грязную игру за абсолютную власть в системе, которая его отвергла.
Фрэнк выбирает второе, а зритель четыре сезона наслаждается восхитительным даром актёра Кевина Спейси убеждать, что умное зло может выглядеть прекрасно и ему будут сопереживать. Чем жестче и беспринципней ведёт себя мудрый Фрэнк Андервуд, тем больше восхищений он вызывает у аудитории сериала. Это фактор противоречия, на котором строится и держится интерес к «Карточному домику».
Супруга Фрэнка — Клэр поначалу видится умной и красивой женой сильного политика, прежде всего его поддержкой, но потом мы наблюдаем за постепенным смещением акцентов и к определённому моменту Клэр становится с Фрэнком в один ряд, а иногда старается забраться и на ступеньку выше. Красивая борьба умов в этом далеко незаурядном союзе завораживает и вызывает как восхищение, так и ужас.
Когда Андервуды вместе, они всегда на шаг впереди других, но когда интересы титанов сталкиваются, то в ход идут самые изощрённые способы доминирования и утверждения. У них нет детей, так как кажется, что в таком союзе не может быть ничего, что бы могло их смягчить и отвлечь от борьбы за власть.
Заслуженный успех «Карточного домика» это, прежде всего, закручивание сюжета на сильных индивидуальностях и разрушение шаблонов. Это сериал для неглупых людей – каждый эпизод необходимо пробовать на вкус и смаковать, прежде чем глотать. Кажется, что Спейси играет свою лебединую песню – он выкладывается, раскрывая все грани таланта.
Кажущаяся лёгкость, с которой он выстраивает сложные схемы и достигает задуманного, в реальности тяжелейший труд, так как нынешний зритель – хороший психолог и ему ничего не стоит разоблачить даже самое незначительное переигрывание роли мирового лидера, что приведёт к потере интереса ко всему сериалу.
Робин Райт давно уже перестали называть «та самая Келли из «Санта-Барбары», она не уступает Спейси ни по сюжету сериала, ни в актёрском мастерстве. Более того – Райт срежиссировала несколько эпизодов сериала. Начальным же режиссёром и исполнительным продюсером Домика был великий Дэвид Финчер, чей почерк задал направление созданию всех последующих эпизодов сериала.
Возвращаясь к индивидуальностям Фрэнка и Клэр Андервуд, необходимо отметить восприятие их личностей зрителем на инстинктивном уровне. Фрэнк это альфа-самец, подчиняющий себе толпу и других лидеров, во имя абсолютной власти не чурающийся жертвовать всем, что у него есть. Метафора, добавляемая создателями сериала, помогает актёрскому мастерству Спейси и зритель внимает чертам характера, утверждающим в нём вождя. Перед охотой Фрэнк любит полакомиться мясом любимых свиных рёбрышек, как настоящий хищник.
Он скалит зубы и сверлит взглядом беспрекословно подчиняя бета и омега самцов. Отдельно нужно отметить прямой разговор Фрэнка со зрителем – он периодически ломает тонкую границу четвёртой стены и менторским тоном разъясняет своей, далеко не бестолковой аудитории о реальных помыслах злого гения. Этим приёмом нельзя злоупотреблять, и Фрэнк совершает его аккуратно и строго дозировано, дабы не нарушить целостность восприятия всей картины происходящего.
Я слышал много восклицаний, что в реальном мире такого не произошло бы и если хоть толика того, что нам показывают, правда, то мир находится в руках у жутких людей. Безусловно, события и поведение героев гипертрофированны, дабы сделать сюжет художественной истории более интересной.
Но управление страной и политика это не удел каждого и многое из того, что мы видим в сериале, по моему мнению, достаточно приближенно к реалиям политического закулисья. Сюжет «Карточного домика» довольно быстро адаптируется к настоящим событиям, происходящим в мире и превращает их в сценарии эпизодов. Это тоже сильно добавляет к эффекту правдивости восприятия экранной истории.
Если вы ещё не решились посмотреть «Карточный домик» или же забросили его после первых, показавшихся сложными и затянутыми эпизодов, я рекомендую дать ему шанс. Плотное затягивание обычно происходит на конце первого сезона, и далее вас ждёт наслаждение красивой и сложной актёрской игрой в атмосфере борьбы за мировое господство.