Никогда не умирал на сцене — ИНТЕРВЬЮ С АКТЕРОМ

Никогда не умирал на сцене - ИНТЕРВЬЮ С АКТЕРОМ

Интервью Day.Az с народным артистом Мурадом Ягизаровым.

— На днях вы приняли участие в эксперименте Русского драматического театра «Открытый диалог: разговор без рампы». Ну, и какие ощущения после общения со зрителями?

— Ощущения приятные. Мы показали зрителям спектакль «Артист и его тень», премьера которого состоялась 12 ноября прошлого года. Мы его после еще несколько раз играли. В силу занятости я часто бываю за пределами моего родного города. Вернувшись в Баку, я обратился к руководству театра с предложением вновь показать эту постановку и собрать на ней тех бакинцев, которые не успели ее посмотреть. Руководство приняло мое предложения, и я им за это очень благодарен. Все прошло хорошо при большом количестве зрителей.

Каждый выход на сцену для меня праздник, тем более после большого перерыва в работе. В этот раз после окончания спектакля наш замдиректора Валентина Резникова сумела создать обстановку, при которой можно было пообщаться со зрителями. Ко всему этому среди присуствующих разыграли купон на получение моей книги «По волнам моей памяти». Презентация ее состоялась на премьере этого спектакля в прошлом году. Желающих оказалось очень много. Среди гостей были также юные зрители. Один из них — маленький мальчик признался, что тоже хочет стать актёром, как и я, но у него нет купона, чтобы получить книгу. Я пообещал ему решить этот вопрос, ведь все-таки он мой будущий коллега, и подарил ему свое произведение. После подошла еще одна девочка, и ей не смог отказать. В связи с этим было принято решение провести еще одну встречу с бакинцами 21 июня после спектакля «Артист и его тень».

— Какая она — сегодняшняя публика?

— Публика разная. Я в этом театре сейчас играю в двух спектаклях — «Волки и овцы» и «Артист и его тень» — и на каждом из них присутствуют люди разных поколений. Реакция современной молодежи отличается от зрителей моего поколения, которым ближе школа переживания актеров.

— Не пожалели, что доверились молодому режиссеру Ильгару Сафату в юбилейном спектакле?

— Нет, ни капельки. Он очень интересный в работе. Я получил большое удовольствие от общения с ним. После снялся в его фильме «Ичеришехер» в небольшой роли. Ильгар конкретно ничего не требует. Он ставит задачу, а потом потихоньку-потихоньку что-то подсказывает. Талантливым людям всегда открыта дорога, и Ильгар из таких людей.

— Как оцениваете игру молодых актеров?

— Великолепные, творческие, задорные молодые ребята. Нам — представителям старшего поколения — иногда приходится учиться у них многому. Мне интересно работать вместе с ними.

— Насколько интересны публике современные спектакли, картины?

— В постановке, фильме должна быть конкретная тематика. Она должна быть интересна зрителям, и они должны из них взять для себя что-то полезное. Я раньше не смотрел свои старые фильмы, в которых снимался, а вот сейчас, когда начинаю просматривать эти же картины, смотрю их совсем другими глазами. Сейчас тексты какие-то посредственные, сценарии неинтересные. В фильмах моего времени присутствует и тема, и музыка, и хорошо подобраны актеры, и режиссеры, и операторы хорошо знали свою работу, несмотря на отсутствие технических возможностей. Во время съемок работали настоящие творческие люди. К сожалению, большинство из них уехали, многие ушли из жизни.

— Значит, вы считаете, что уровень кинематографии должен еще подниматься и подниматься?

— Постепенно поднимается. После распада Советского союза киностудия сама по себе перестала существовать. Раньше в ней из каждого кабинета кто-то выходил: режиссеры, операторы, осветители и т.д. Был шум и гам, потому что все работали. А после распада СССР, оказавшись в киностудии, мне показалось, что я попал в закрытую зону. Везде было темно, царила гробовая тишина.

В мои годы над фильмом работал определённый штат работников, и большинство из них оканчивало ВГИК. Одним словом, все были с образованием или же люди очень преданные этой профессии. Новое поколение пока еще не дополучило тех знаний, которыми владеем мы. Сейчас многие актеры свои интересы ставят выше театра. Для нас он был святым. Когда Адалет Велиев, нынешний заместитель министра культуры и туризма, был директором нашего театра, он первым долгом обратил внимание на дисциплину. Он увольнял всех, кто не умел себя вести, не обращая внимания на их звания.

— Вам больше было интересно работать в кино или театре?

— Кино и театр необходимые друг другу области. Они отличаются лишь тем, что в театре актер свои переживания показывает каким-то движением, к примеру, закрывает рукой лицо, а в фильме же — делают крупный план. Если твои глаза пустые, то, что бы ты ни сделал, зритель ничего не почувствует. Кино, как зеркало. Оно моментально отображает суть актера.

— Многие актеры не играют в спектаклях роли, в которых их герои умирают. Как вы к этому относитесь?

— Честно говоря, я не люблю в театре играть роли, в которых мои герои умирают.

— Вы были во многих странах мира, что вас притягивает каждый раз в Азербайджан?

— За годы работы в театре я проездил почти весь Советский Союз. Самые продолжительные наши гастроли занимали два месяца. Для меня это было пыткой. Даже, когда работал за границей всего месяц, уже чувствовал, что мне хочется вернуться домой. И когда в аэропорту спускался с трапа и вдыхал запах нефти, понимал, что нигде не могу жить, кроме Баку. Азербайджан — моя Родина, это место, где живут мои близкие, друзья, где находятся мои основные части жизни — театр и кино, а также могилы моих родных. Все это вместе связано. У каждого человека есть внутри себя свой Бог, и я всегда понимал, что мы сами ничего не решаем, все решает лишь Он.

Сейчас, возвращаясь в родной город, я с изумлением замечаю, как он хорошеет и преображается. Фантастической красоты современные здания удачно соседствуют со старыми памятниками архитектуры. А какие у нас дороги и автобаны! И сколько у нас сейчас туристов! Это все — результат тех масштабных форумов, которые проводились и проводятся в Азербайджане. Благодаря усилиям и нашего Президента Ильхама Алиева, и Первой леди страны Мехрибан Алиевой к нашей стране относятся уже иначе. Если раньше, лет 20 назад, мало кто знал, где на карте мира находится Азербайджан, то теперь знают все. И, как только говоришь, что ты из Азербайджана, в ответ слышишь: «О, Евровидение!», «О, Европейские игры!». А теперь еще добавилась фраза: «О, Формула-1!». Всё это очень важно для меня, потому что престиж моей страны это и мой престиж тоже. Вот за все это я очень благодарен и моему Президенту, и Первой леди страны. Они — патриоты своей страны. А это — хороший пример для подражания.

— Вы достигли того пика в карьере, о котором мечтали на начале пути?

— Я доволен своей жизнью. Конечно, многое мною не сыграно, но это все зависит от случая. Мы, актеры — народ подневольный, поэтому все зависит от режиссера, оператора, от отношения к тебе руководства, коллег. В силу этого, ты не всегда можешь сделать то, что бы хотел сделать. Мимо меня прошли образы Гамлета, Отелло, Ричарда III и другие. Сейчас ставить тяжелые, большие произведения можно лишь, приурочив к какой-то дате. Я на своем веку много испытал и интриг, и неприятностей. Все это я описал в своей книге, но есть моменты, которые решил оставить при себе, потому что многие из этих людей ушли из жизни, — как говорится, об умерших не говорят плохо.

— Есть в планах написание еще одной книги?

— Есть. Для того, чтобы написать книгу, нужен повод. Одну из своих повестей я написал, когда болел. Все это время я собирал материал в голове и решил, пока есть время, перенести все на бумагу. Когда начал писать книгу «По волнам моей памяти», находился вдалеке от Баку. У меня сейчас есть желание написать пьесу, сценарий, но не знаю, насколько это все будет интересно. Я человек очень мнительный. Никогда в жизни не зарекаюсь. Хочу работать, пока есть возможности, силы. Как только почувствую, что не могу физически, уйду со сцены. Надо, чтобы тебя запомнили таким, каким ты был в силах, деле.

Кямаля Алиева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *