Знаменитый российский музыкант: С Баку связаны мои детские воспоминания — ИНТЕРВЬЮ

Знаменитый российский музыкант: С Баку связаны мои детские воспоминания - ИНТЕРВЬЮ

Интервью Day.Az с дипломантом и лауреатом ряда престижнейших конкурсов, известным российским пианистом Яковым Кацнельсоном.

— Яков, вы практически каждый год приезжаете в Баку. Чем вас притягивает наш город?

— Да, вы правы, я часто приезжаю в Баку. В прошлом году лишь не смог приехать из-за того, что было много работы. Мне очень хотелось прилететь в ваш город, прогуляться по нему, увидеть изменения, которые произошли, пока меня не было. Спасибо Мураду Адыгезалзаде за приглашение. Он никогда не забывает о нас, приглашает, я и другие мои коллеги всегда с удовольствием выступаем перед бакинской публикой.

Вы, может, не знаете, но первый раз я приехал в ваш город, когда мне было шесть лет. Многие мои детские воспоминания связаны с Баку. Я все время приезжал сюда со своим дедушкой Александром Борисовичем Кацнельсоном. Он в свое время был очень известным офтальмологом. Одним словом практически каждый год мы были в Баку. После же стал приезжать сюда на гастроли, давал концерты.

— Вы так же, как и Мурад Адыгезалзаде учились в классе Элисо Вирсаладзе…

— Да, именно тогда мы с ним и познакомились, сдружились. Может, именно поэтому он меня часто приглашает. Спасибо ему за это.

— Знакомы ли с нашей культурой?

— Конечно, знаком. Я просто обожаю вашу народную музыку, в основном мугам. До сих пор не могу понять, как вашим исполнителям удается так красиво петь. Я часто в Москве слушаю старые записи Бюль-Бюля. К сожалению, не очень хорошо знаком с вашей классической музыкой. Из ваших композиторов знаю только Узеира Гаджибейли, Гара Гараева, Арифа Меликова. Остальных не могу вспомнить, но если музыку услышу, вспомню. К несчастью, мне не доводилось играть их произведения. Может, в будущем все-таки рискну.

— Яков вначале вы были танцором, потом флейтистом, а в конце решили стать пианистом. С чем связан такой переход?

— На самом деле я занимался всем этим одновременно. Я с детства мечтал танцевать или хотя бы петь. К сожалению, Бог не наградил меня красивым голосом. На танцы ходил, но был вынужден бросить, потому что это требует сильного здоровья. Родители хотели, чтобы я играл на флейте, и я не захотел их разочаровать. Вначале согласился, но потом понял, что это не мое. В итоге я выбрал фортепиано.

— Значит, в конце все-таки вы нашли свое призвание?

— Можно, так сказать. Фортепиано объединяет в себе все, поэтому рад, что выбрал именно это. Я бы назвал его самодостаточным музыкальным инструментом.

— Вы принимали участие во многих конкурсах, но в одном из интервью вы сказали, что ненавидите все это, почему? Разве конкурсы не помогают музыканту расти в творческом плане?

— Нет, совершенно не помогают. Конкурсы только портят здоровье, нервы музыканта. Единственное позитивное — это то, что музыкант сам готовит свою программу. Много раз приходится играть выбранные произведения на разных концертах. Плюс от этого — то, что эта композиция уже бывает обыгранной, готовой. Также у тебя бывает возможность посещать разные страны. Сейчас это все стало намного проще, чем в мое время. Сейчас, сидя дома, можно посмотреть прямые трансляции с конкурсов в интернете.

— Чтобы стать известным музыкантом, достаточен ли талант?

— Нужно много чего. Самое главное, конечно же, — талант. Я считаю, что также важно иметь хорошее здоровье. Многие думают, что это легко — сидишь, играешь, но не понимают, что это еще и тяжелый физический труд. Ко всему этому нужно уметь контактировать с людьми. Может быть, это раньше не настолько было важно, но сейчас и это считается одним из главных в нашей профессии. Я считаю, что помимо таланта музыкант должен быть фанатиком своего дела и не лентяйничать.

— Вы — фанат?

— Ну, да, конечно.

— На данный момент вы также еще преподаете. Много ли талантливых пианистов среди ваших студентов?

— Нет, немного. Талантов всегда мало и это никак не связано со временем. В моем классе также есть и азербайджанские пианисты. В этом году еще один музыкант из вашей страны поступит в Московскую консерваторию. Только рад этому. Когда я был ассистентом Элисо Вирсаладзе, я преподавал многим вашим музыкантам и одним из них был Эмин Зейналов. Он — очень одаренный музыкант. Жаль, что он сейчас редко играет.

— Каждый раз выступаете в разных странах мира. Трудно ли находить контакт с публикой?

— Признаюсь честно, никогда про это не думал. Для меня главное — найти контакт с произведением, композитором. Если найдешь эту связь, то публика сама это ощутит. Для меня самое трудное — составлять репертуар. Каждый раз нужно спрашивать себя самого. Это все очень индивидуально. Каждый для себя решает.

— Как относитесь к современным классическим произведениям?

— Если слышу что-то талантливое, то хорошо. К сожалению, этого не так много. Рояль — инструмент, для которого написано много всего гениального.

— В чем ваше отличие от других коллег?

— Думаю то, что я не очень конкурсный музыкант, хоть и в свое время участвовал в них. Я считаю, что на них у меня были не самые лучшие выступления. Думаю, мое отличие в том, что не хочу себя ограничивать.

— К чему вы стремитесь как музыкант?

— У меня на данный момент одна цель — дальше и близко приближаться к тем композиторам, которых я люблю. Также как можно яснее представлять мое отношение и представление о них зрителям.

Беседовала Кямаля Алиева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *